Уроки javascript, учебник javascript, справочник javascript

Словарь программиста

Меню

     АДРЕС - число, обозначающее номер ячейки памяти с данными или командой. Как правило, записывается в шестнадцатиричном коде.

     АДРЕСНОЕ ПРОСТРАНСТВО МИКРОПРОЦЕССОРА - совокупность адресов внутренних регистров и запоминающих устройств, регистров внешних устройств (ввода/вывода, памяти). Содержимого регистра адреса микропроцессора достаточно для обращения к каждому из названных устройств. Объем адресного пространства микропроцессора определяется разрядностью его шины адреса.

     АДРЕСАЦИЯ - обращение микропроцессора к заданной области памяти или внешнему устройству.

     АДАПТЕР - устройство для согласования входных и выходных сигналов разных устройств, чаще всего используется для согласования устройства ввода/вывода с магнитофоном, телефонной или линиями связи.

     АССЕМБЛЕР - этот термин употребляется в двух значениях. В одном случае это - символьный язык программирования, каждому оператору которого соответствует одна операция ЭВ. В другом - программа, преобразующая исходную, написанную на языке АССЕМБЛЕР, в команды, "понятные" микропроцессору.

     АЛГОРИТМ - последовательность действий, которая приводит к решению поставленной задачи. Алгоритмы для ЭВМ удобнее составлять в виде блок-схемы.

     БАЙТ - единица информации, равная восьми битам.

     БИТ - минимальная единица измерения объема информации. Может принимать только два значения "1" или "0". Форма записи - двоичная.

     ДРАЙВЕР - обслуживающая программа, обеспечивающая управление физическими устройтсвами

     ДАННЫЕ - информация, представленная в такой форме, которую можно распознать автоматическому устройству или человеку.

     ДЕКРЕМЕНТ - величина, на которую автоматически уменьшается другая величина.

     ДЕШИФРАТОР - преобразователь кода в управляющие сигналы.

     ДИРЕКТИВА - предложение, обычно в форме приказа, в языках программирования.

     ДИСПЛЕЙ - устройство для отображения данных.

     ЗАГРУЗЧИК - программа, размещающая готовую к выполнению рабочую программу непосредственно в ОЗУ пользователя.

     ЗУ - запоминающее устройство, фиксирующее информацию таким образом, чтобы она могла быть в любой момент воспроизведена.

     ВНЕШНЕЕ ЗУ - запоминающее устройство, размещающееся вне микропроцессора.

     ИНДИКАТОР - устройство для визуальною или акустического отображения информации. Например, семисегментный светодиодный индикатор, пьезоэлемент.

     ИНТЕРПРЕТАТОР - специальная программа, которая последовательно преобразует по смыслу каждый отдельный оператор программы и исполняет его.

     ИНТЕРФЕЙС - система подключения к портам ввода/вывода внешних устройств - клавиатуры, дисплея, графопостроителя, магнитофона, дисковода...

     КАНАЛ - совокупность технических средств для передачи данных от одного устройства к другому.

     КЛАВИАТУРА - набор клавиш для ручного ввода данных в ЭВМ.

     КОД - данные, представленные в определенном виде.

     КОМАНДА - управляющий сигнал, вызывающий выполнение определенной операции в исполнительном устройстве. Арифметическая команда - команда, определяющая арифметическую операцию. Команда арифметического сдвига - команда сдвига во всех позициях, кроме знаковой. Команда ассемблера - команда, управляющая ходом работы программы ассемблера. Команда безусловного перехода - команда, изменяющая порядок естественной выборки команд. Команда ввода/вывода - команда микропроцессора, вызывающая выполнение программы ввода/вывода информации. Логическая команда - машинная команда, определяющая логическую операцию. Команда логического сдвига - команда сдвига во всех позициях ячейки. Машинная команда - команда, входящая в состав системы команд ЭВМ. Команда останова - машинная команда, вызывающая прекращение выборки и исполнения команд в программе. Команда перехода - команда, вызывающая изменения в естественной последовательности выборки команд. Прерываемая команда - машинная команда, и ходе исполнения которой допустимо прерывание. Команда процессора - машинная команда, определяющая действие микропроцессора. Регистровая команда - машинная команда, операнды которой находятся в регистрах микропроцессора. Команда сдвига - машинная команда, вызывающая перемещение всех значений разрядов ячейки или части этих значений на заданное количество разрядов. Команда условного перехода - машинная команда перехода по одному из указанных адресов в зависимости от условия, заданного и этой же команде.

     КОММЕНТАРИЙ - фрагмент программы, предназначенный для восприятия ее человеком. При вводе в ЭВМ игнорируется.

     КОМПИЛЯТОР - программа, переводящая программу, написанную на каком-либо языке программирования, на другой язык.

     КОНСТАНТА - постоянная величина.

     КОНТРОЛЛЕР - устройство для управления внешними устройствами.

     КОНТРОЛЛЕР ПРОГРАММИРУЕМЫЙ - специализированная микроЭВМ, предназначенная для решения узкого круга задач.

     ЛИСТИНГ - вывод данных на печатающие устройства; распечатанные данные.

     МАГИСТРАЛЬ - канал передачи информации, обеспечивающий обмен ею между устройствами.

     МАССИВ - в программировании: матрица элементов одинаковою типа.

     МИКРОЭВМ - вычислительное устройство на основе микропроцессора или портативная ЭВМ для индивидуального использования.

     МОДЕМ (модулятор - демодулятор) ТОНАЛЬНЫЙ - устройство для подключения информационного входа ЭВМ к телефонной линии для обмена информацией с другими ЭВМ и банками данных.

     МОНИТОР - специальная программа, входящая в состав системного программного обеспечения микроЭВМ. осуществляющая взаимодействие микропроцессора с клавиатурой, дисплеем, ОЗУ. Она управляет вводом и исполнением других программ. В директивы МОНИТОРА входят также функции отладки, запуска и исполнения программ пользователя.

     МУЛЬТИПЛЕКСИРОВАНИЕ - разбивка одного канала данных на два или несколько. Для этой цели обычно используются специальные микросхемы-мультиплексоры.

     НАКОПИТЕЛЬ - устройство для записи и хранения информации. Накопитель может быть выполнен на базе кассетного магнитофона, гибкого магнитного диска (НГМД) и так далее.

     ОБРАЩЕНИЕ к памяти - запрос на чтение из памяти, запись в память или поиск в памяти заданной информации.

     ОБЪЕКТНЫЙ КОД - программа в машинном коде.

     ОПЕРАТИВНОЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (ОЗУ) - устройство, предназначенное дли кратковременного хранения информации, работающее как на запись, так и на чтение данных. Микросхемы ОЗУ бывают двух типов. Микросхемы статического ОЗУ, как правило, имеют небольшой объем (до 1 Кбайта). Информация в них сохраняется все время, пока на них подается напряжение питания. Микросхемы динамического ОЗУ имеют значительно больший объем памяти (до 64 Кбайт), но для сохранения записанной в них информации на специальный вход микросхемы необходимо постоянно подавать сигналы регенерации (восстановления) содержимого ОЗУ. При прекращении поступления сигналов регенерации все данные из памяти стираются. В большинстве микроЭВМ используются микросхемы динамического ОЗУ, например К565РУ5. Считывание информации из ОЗУ занимает доли секунды.

     ОПЕРАНД - символы, которые определяют место операции и памяти.

     ОПЕРАТОР - символы, которыми закодирована определенная последовательность выполнения команд.

     ОПЕРАЦИЯ - последовательность действий ЭВМ.

     ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА - система программного обеспечения, расширяющая возможности ЭВМ, повышающая эффективность использования прикладных программ и облегчающая работу пользователя.

     ПОДПРОГРАММА - вспомогательная программа, облегчающая и ускоряющая процесс обработки данных или работу другой, более сложной программы.

     ПЕРЕХОД - передача управления.

     ПРЕРЫВАНИЕ - прекращение выборки и исполнения команд программы, которая в настоящее время выполняется. При этом по соответствующему сигналу можно продолжить выполнение программы с того места, в котором она была прервана. Прерывание может осуществляться как по команде извне, так и программным способом.

     РЕГИСТР - блок памяти малого объема, встроенный в микропроцессор, к которому он адресуется независимо от шины адреса. Емкость регистра определяется длиной машинного слова, а время доступа к регистру значительно меньше, чем к ОЗУ. Адресный регистр - в нем хранятся данные адреса. Базовый регистр - в нем хранятся базовые адреса. Индексный регистр - регистр для хранения индекса для адресов. Регистр команд - предназначен для оперативного хранения текущей выполняемой команды.

     РЕДАКТОР - специальная программа для составления и корректировки программ пользователя с учетом языка программирования и архитектуры ЭВМ.

     СБРОС - приведение в исходное состояние.

     СЛОВО МАШИННОЕ - данные, соответствующие одной ячейке оперативной памяти ЭВМ.

     СОВМЕСТИМОСТЬ - свойство одной или нескольких моделей ЭВМ одинаково исполнять программы.

     СОСТОЯНИЕ - распределение сигналов микропроцессора. Состояние ожидания - в этом состоянии микропроцессора команды не обрабатываются, однако разрешенные прерывания могут происходить. Состояние прерывания - состояние микропроцессора от момента прерывания до момента сброса управляющего сигнала прерывания. Состояние останова - переход микропроцессора в состояние, при котором прекращается автоматическая выборка команд из памяти и их исполнение.

     ТРАНСЛЯТОР - программа, переводящая исходную программу и объектный (машинный) код.

     СУММА КОНТРОЛЬНАЯ - заложенный в программу определенный набор символов, позволяющий проконтролировать правильность ввода программы пользователем. Вычисляется контрольная сумма после ввода программы в ОЗУ.

     ТАКТ - промежуток времени между двумя последовательными сигналами синхронизации работы блоков микропроцессора. Каждая команда выполняется за один или несколько тактов. В некоторых случаях под тактом подразумевают промежуток времени между сменой состояний микропроцессора.

     ТЕСТ - программа для проверки работоспособности ЭВМ в целом и ее отдельных узлов.

     ФАЙЛ - набор данных.

     ФЛАГ - одноразрядный индикатор.

     ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ - искусственный язык для представления программ в виде, "понятном" ЭВМ. Основные языки персональных компьютеров - БЕЙСИК, ФОКАЛ, ПАСКАЛЬ, АДА и другие.
индекс цитирования javascript.svoisait.ru